Можно ли вернуть товар без чека?

Возврат товара без чека

Бывают ситуации, когда необходимо вернуть приобретенную вещь продавцу. Она может не подойти или оказаться некачественной. Что делать, если вы не сохранили чек об оплате? Как поступить в такой ситуации, и можно ли обменять товар без чека, мы расскажем в данной статье.

Прежде всего необходимо определиться, подлежит ли данный товар обмену или возврату. Если он качественный, продавец не обязан будет принимать обратно:

  • лекарства, предметы для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
  • парфюм и косметику, предметы личной гигиены;
  • текстиль, швейные и трикотажные изделия;
  • строительные и отделочные материалы, кабельную продукцию;
  • столовые принадлежности и изделия для хранения пищевых продуктов, содержащие полимеры;
  • химию бытовую, пестициды, агрохимикаты;
  • мебель;
  • изделия из драгметаллов и (или) драгкамней;
  • автомобили, мотовелотовары, прицепы, номерные агрегаты к ним и т.п.;
  • технически сложные товары бытового назначения, имеющие  гарантию, в том числе электронные игрушки, часы;
  • гражданское оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны;
  • животных, растения;
  • непериодические издания – брошюры, календари, буклеты, пр. (данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55).

Обратите внимание! По договоренности между покупателем и продавцом может быть заменен или возвращен любой товар.

Иные непродовольственные товары хорошего качества можно обменять в течение пятнадцати дней с учетом дня покупки. Причины могут быть различны:

  • не устраивает фасон, расцветка, размер;
  • не подходит форма, габариты или комплектация.

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1) устанавливает, что замена качественного непродовольственного товара в установленный срок возможна, если:

  • товар не использовался после покупки;
  • не нарушен товарный вид вещи;
  • сохранены все пломбы и фабричные ярлыки;
  • не изменены потребительские свойства;
  • есть в наличии товарный или кассовый чек, любой другой документ, подтверждающий оплату за товар (например, гарантийный талон или штрих-код).

Обратите внимание! Если у покупателя нет документа, подтверждающего оплату за товар, он может опираться на показания свидетелей (ст. 25 Закона № 2300-1).

Если в день, когда вы обратитесь к продавцу за заменой, похожий товар отсутствует, можно отказаться от сделки и потребовать возврата ранее уплаченных за покупку денег. Продавец обязан вернуть деньги в трехдневный срок.

Чтобы все было официально, необходимо иметь на руках письменную претензию. Если возникнет конфликт с представителем торговой точки, сразу вручайте этот документ. Это зафиксирует начало досудебного урегулирования спора.

Наличие грамотной претензии, вручаемой официально, показывает продавцу серьезность намерений и решимость довести дело до конца. На руках обязательно должно оставаться подтверждение вручения претензии – квиток заказного письма с уведомлением (если вы отправили претензию по почте) либо отметка на втором экземпляре вашего документа.

Нужна будет претензия, если у приобретенного товара выявился брак. В таком случае покупатель может сразу потребовать расторгнуть сделку и вернуть ему ранее уплаченное. Закон гласит, что и в этой ситуации отсутствие документа по оплате (кассового, товарного чека, гарантийной книжки, иных, подобных документов) не может быть поводом для отказа в исполнении требований по возврату денег (ст. 18 Закона № 2300-1). Обязанность исполнения требований покупателя лежит не только на продавце, но и на изготовителе, импортере, уполномоченной организации или предпринимателе, в зависимости от того, кому они выдвинуты. Утверждая факт совершения сделки купли-продажи, покупатель также может ссылаться на свидетелей.
Если товар, который вы намерены вернуть, приобретен дистанционно – путем заказа через интернет, по телефону или через почтовое отделение – порядок будет немного иным. В этом случае оплата производится с использованием банковской карты или безналичным расчетом. Чтобы подтвердить факт покупки, потребуется:

  • выписка с банковского счета об авторизации, а также о совершенной транзакции. Документ обязательно должен содержать наименование получателя платежа. Расхождение в реквизитах продавца товара и получателя денежных средств – один из признаков мошенничества. Это не значит, что деньги за товар не вернуть. Возврат возможен, в том числе путем обращения в органы полиции;  
  • выписка итогов дебетовых и кредитовых операций;
  • другие документы, подтверждающие перевод денег (Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. № 17).

Любой интересующий вас вопрос по поводу возврата товара без чека вы можете обсудить с нашими юристами. Это можно сделать через форму обратной связи либо воспользовавшись онлайн-чатом.