Как вернуть новый или бракованный мобильный телефон в магазин

Возврат телефона в магазин

Вы приобрели в магазине сотовый телефон, но по тем или иным причинам хотите вернуть его в магазин. В каких случаях это возможно сделать? Что необходимо предпринять, чтобы не получить отказ в возврате? Как бороться с недобросовестным продавцом? Обо всем этом вы узнаете из нашей статьи.

Вернуть новый телефон

Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1) разрешает обменять сотовый телефон. Сделать это можно, если аппарат не устраивает вас по таким параметрам, как:

  • форма;
  • габариты;
  • расцветка;
  • размер;
  • комплектация.

Определиться с причиной, ставшей поводом для просьбы замены товара, важно. Продавец обязан будет предоставить замену мобильного телефона, опираясь на ваши требования. Можно попросить как телефон такой же модели, так и сходный, но другой модели (с необходимым перерасчетом покупной цены).

Аппарат, который был приобретен, должен быть в том же состоянии, что и в момент покупки. Касается это и внешних и пользовательских качеств. Не должны быть сорваны имевшиеся пломбы, наклейки и пр.

В магазине проверят всю комплектацию товара. Необходимо принести все документы, которые прилагались к мобильному телефону при продаже. Хоть Закон № 2300-1 этого не требует, но это станет большим плюсом, ведь продавцу снова придется выставлять телефон на продажу. Хорошо, если сохранился кассовый чек или любой документ, подтверждающий оплату покупки. Однако если его нет, можно сослаться на показания свидетелей, присутствовавших при сделке.

Обратите внимание! Если варианта для замены телефона в день обращения покупателя у продавца не будет, можно потребовать вернуть ранее уплаченные денежные средства. Разумеется, придется вернуть и телефон.

Обращаться к продавцу с просьбой замены следует в течение двух недель после покупки. Сам день покупки в этот срок не входит. Упустив время, мобильный телефон хорошего качества уже не обменять и не вернуть (в случае отсутствия вариантов замены).

Некоторые продавцы отказывают в замене, ссылаясь на то, что телефон является технически сложным товаром, и Закон № 2300-1 не предусматривает обмен в такой ситуации. Это неправомерная позиция. Согласно Постановлению Правительства РФ 19.01.1998 г. № 55 обмену и возврату не подлежит бытовая техника:

  • бытовая радиоэлектронная аппаратура;
  • телефонные аппараты.

Мобильный телефон не относится к данным категориям. На этот счет есть разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) «Об обмене сотовых телефонов» от 22.10.2010 г. В нем указывается, что, исходя из норм общероссийского классификатора продукции, сотовый телефон — это «радиостанция носимая», имеющая код ОКП 65 7140, который относится к классу продукции — средства радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения. То есть это не бытовая радиоаппаратура.

Что касается продукции «телефонный аппарат» — она имеет свой отличный код ОКП 66 7310 и к сотовым телефонам никакого отношения не имеет. Роспотребнадзор подчеркивает, что отказ продавцов заменить сотовый телефон хорошего качества на схожий аппарат другой модели является незаконным.

Если написать жалобу на продавца, отказывающего в обмене гаджета, Роспотребнадзор привлечет его к административной ответственности. На нарушителя будет наложен штраф – до тридцати тысяч рублей (ст. 14.15 КоАП РФ).

Претензия продавцу

До обращения к продавцу следует составить письменную претензию. Она пишется в свободной форме (можно это сделать и от руки, и на компьютере). Сразу распечатывайте два экземпляра. Передавая претензию продавцу, на втором экземпляре следует получить отметку о том, что магазин принял данный документ. Это делается, чтобы зафиксировать сроки, конкретные требования и не позволить продавцу отделаться обещаниями или не отвечать на претензию.

Более того, если дело дойдет до суда, данный документ станет доказательством. Отметка о принятии должна содержать Ф.И.О. и должность сотрудника, принявшего претензию, а также дату принятия. Присутствие печати продавца желательно, так как позже может выясниться, что сотрудник не являлся представителем торговой точки.

Обратите внимание! Если магазин отказывается принимать письменную претензию, направляйте ее почтой – заказным письмом с уведомлением. Желательно, чтобы была опись вложения, что исключит махинации продавца, который может заявить, что получил конверт с чистыми листами.

Чтобы претензия считалась документом, и на нее вам не дали отписку, следует соблюсти ряд правил, касаемых ее содержания:

  • начинается претензия с указания наименования продавца, его адреса нахождения. Как правило, это пишется, как и во всех заявлениях, в правом верхнем углу листа. Ниже указывается Ф.И.О. покупателя и его адрес проживания. Это является обязательным, иначе вы просто не получите ответа на свои требования. Кроме того, не лишним будет указать свой контактный телефонный номер и адрес электронной почты. Продавец, понимающий, что покупатель юридически подкован и готов идти до конца в споре, как правило, идет на уступки. Это делается не только ради репутации, но и чтобы избежать штрафных санкций за несвоевременное исполнение требований Закона № 2300-1;   
  • по центру листа пишется наименование документа — «Заявление (претензия) об обмене товара».

В основной части указывается:

  • когда и какой именно мобильный телефон приобретался в магазине;
  • какая денежная сумма была уплачена за покупку и каким способом;
  • по какой причине покупатель хочет обменять сотовый телефон;
  • ссылки на нормы Закона № 2300-1, указывающие сроки замены и штрафные санкции, если магазин проигнорирует требования. Данный пункт не обязателен, но всегда производит впечатление на продавца. Здесь же можно указать на свое право обратиться в суд, а значит, намекнуть на возможность возникновения дополнительных требований – возмещения трат на услуги юриста и т.д.;
  • опись прилагаемых к претензии копий документов (если таковые будут);
  • дата составления (вручения претензии);
  • подпись покупателя-заявителя и ее расшифровка.  

Обратите внимание! Если продавец не даст ответа на претензию, стоит написать жалобу на него в Роспотребнадзор местного уровня. Направляется она также официально, как и претензия.

Вернуть бракованный телефон

Претензия составляется также при необходимости возврата мобильного телефона по причине найденных у него недостатков. Это могут быть и внешние дефекты, и функциональные (например, не держится положенное время зарядка). Помимо уже указанных пунктов претензии вносятся дополнительные, а именно:

  • когда и какой именно недостаток, брак сотового телефона был обнаружен;
  • какие меры предпринимались, чтобы исправить дефект, и к чему они привели;
  • что именно вы требуете от продавца – произвести замену мобильного телефона или вернуть вам деньги, которые были уплачены за товар плохого качества.

Претензия может направляться в период всего гарантийного срока. Если такой не был установлен, то Закон № 2300-1 позволяет ориентироваться на двухгодичный период.

Мобильный телефон, скорее всего, будет направлен на экспертизу. Обязательно проверьте, чтобы было описано, в каком состоянии вы его отдаете, зачеркните все пустые строки в акте передачи. Иначе обратно можно получить телефон в худшем состоянии, и доказать ничего не получится.

Лучше заявить о том, что вы хотите присутствовать при экспертизе. Закон № 2300-1 дает вам это право, и продавец не может в этом отказать.  Если магазин в принципе откажется принимать претензию, а тем более проводить за свой счет экспертизу, обратитесь к экспертам сами. Деньги, которые вы затратите на услуги независимого специалиста, позже можно взыскать с продавца в судебном порядке.

Обратите внимание! Закон № 2300-1 дает продавцу лишь десять дней на удовлетворение требований покупателя о возврате уплаченной за товар денежной суммы.

В ситуации, когда спор с продавцом не получается решить мирным путем, потребуется обращение в суд. Для этого составляется исковое заявление по форме и содержанию, указанным в ст. 131 ГПК РФ. К иску прилагается экземпляр направляемой ранее продавцу претензии.

На любой стадии общения с продавцом вы можете получить консультацию у наших юристов. Оставляйте свои вопросы в нашем онлайн-чате или заполните форму обратной связи.