Обмен товара надлежащего качества, основания

Обмен товара надлежащего качества

Если вы приобрели качественный товар, но по каким-то причинам он вас не устраивает, возникает вопрос: можно ли его обменять? Закон допускает это. Как обменять товар надлежащего качества, вы узнаете из нашей статьи.

Прежде всего следует определиться, подлежит ли определенный товар замене. Товары могут быть продовольственными и непродовольственными. Продукты продавец не обязан принимать обратно. Замена возможна лишь по договоренности между сторонами сделки.

Непродовольственный товар заявленного качества подлежит обмену, но далеко не каждый. Есть список товаров, которые продавцы не обязаны менять, если нет претензий к их качеству. Установлен он Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55. Это:

  • практически все, что приобретается в аптеке – лекарства, средства гигиены и санитарии,  линзы, медицинские приборы товары для домашнего лечения;
  • предметы личной гигиены – зубные щетки, заколки для волос, бигуди, пр.;
  • любая косметика и парфюмерия;
  • текстиль – различные ткани, кружево, тесьма, пр.;
  • строительные и отделочные материалы, кабельная продукция – то, что отпускается метражом;
  • трикотаж и швейные изделия – белье, носки и т.п.;
  • столовые принадлежности и материалы для упаковывания продуктов, изготовленные с использованием полимеров;
  • бытовая химия, пестициды, агрохимикаты;
  • бытовая мебель;
  • ювелирные украшения, изделия из драгметаллов и камней;
  • автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним;
  • плавсредства бытового назначения;
  • технически сложные товары бытового назначения, с гарантийными сроками (металлорежущие и деревообрабатывающие станки, электрические машины и приборы, радиоэлектронная аппаратура, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты, факсимильная аппаратура, электромузыкальные инструменты, электронные игрушки, часы – наручные, карманные механические и т.п.);
  • гражданское оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны;
  • животные и растения;
  • непериодические издания (книги, альбомы, буклеты и т.п., издания на технических носителях информации).

Любой другой товар можно обменять на аналогичный, если он не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1) дает потребителю на это пятнадцать дней. В данный срок входит и тот день, в который был приобретен товар. То есть только что оплатив покупку, можно тут же потребовать ее замены на аналогичное изделие.

Требовать замены качественного непродовольственного товара возможно, если вы не успели его использовать. Продавец обязан будет обменять купленную у него вещь, если ее товарный вид не был нарушен. Кроме того, должны быть сохранены потребительские свойства изделия, а не только его внешняя оболочка. Если изначально имелись фабричные ярлыки, они должны быть в целости. Пломбы не должны быть сорваны.

Обратите внимание! Не страшно, если утерян кассовый или товарный чек, и нет документа, который смог бы подтвердить, что товар был оплачен. Закон позволяет опираться на свидетельские показания.

Не каждый продавец с готовностью соглашается с требованием замены товара. Может понадобиться официальная письменная претензия. При ее наличии продавцу невыгодно будет вступать в открытый конфликт и затягивать с исполнением требований покупателя. И дело не только в том, что может быть серьезно испорчена его репутация (особенно, если покупатель юридически подкован). Несвоевременное исполнение требований влечет наложение штрафных санкций, что отразится на финансовом состоянии продавца.

Если товар не меняют сразу при обращении, претензию оставляйте под роспись – требуйте, чтобы на вашем экземпляре поставили дату, должность, Ф.И.О. с личной подписью принявшего лица.

Возможно, что в день обращения с просьбой замены товара аналогичного ему не будет в продаже. В таком случае вы не обязаны ждать. Сразу можно потребовать вернуть ранее уплаченные деньги за покупку, фактически расторгая сделку. Продавец обязан будет выплатить всю сумму в течение трех дней с даты возврата товара. Очень важно, чтобы все документировалось, иначе сложно будет что-либо доказать, если продавец вдруг начнет действовать неправомерно или станет отказываться от ранее данных обещаний.

При возникновении вопросов по возврату или споров с продавцом — обращайтесь к нашим юристам через форму обратной связи или онлайн чат. Вам гарантирована консультация от профессионалов в защите прав потребителей. Юрист подскажет, как составить претензию, что в ней указать, на какие законные акты опираться. Также адвокат поможет составить при необходимости иск в суд. Специалист расскажет, на что вы имеете право в данной ситуации, и оценит перспективы дела.