Некачественное оказание медицинских услуг, куда обращаться

Некачественное оказание медицинских услуг

Если организация или частное лицо оказывают какие-либо услуги, они обязаны обеспечить их качество. Об этом прямо сказано в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее — Закон № 2300-1) и ст. 721 ГК РФ. Это правило справедливо при предоставлении врачебной помощи – как платной, так и бесплатной. При некачественном оказании медицинских и ветеринарных услуг граждане имеют право подать жалобу на действия или бездействие работников сферы здравоохранения, обратиться с исковым заявлением в суд.

Результат выполненных работ должен соответствовать условиям договора, заключенного между исполнителем и заказчиком. Если в соглашении не указано такое условие, то критерием становятся общепринятые нормы. В случае с медицинскими услугами учитываются: своевременность оказания врачебной помощи, степень достижения желаемого результата и правильность выбора применяемых методик и лекарств. Чтобы определить соблюдение этих моментов, требуется заключение специалиста в данной сфере.

Экспертиза некачественных медицинских услуг

Учитывая, что для их оказания необходимы уникальные знания и навыки, которые не используются в обычной жизни, выводы об их эффективности должен делать специалист в этой области. Потому ст. 64 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (далее — Закон № 323-ФЗ) установлена обязательная экспертиза врачебных услуг по обращению пациента.

Проводить процедуру имеют право работники медицинской сферы, имеющие для этого соответствующую квалификацию. Критерии оценки качества, применяемые в таких случаях, указаны в Приказе Минздрава России «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 10.05.2017 г. № 203н. Они делятся на группы в зависимости от:

  • условий оказания услуг: в стационаре, в том числе дневном, или амбулаторно;
  • видов заболеваний, которые разбиты на общие группы.

Основой для определения критериев качества врачебной помощи являются порядки ее оказания, формируемые в соответствии со ст. 37 Закона 323-ФЗ. Они утверждаются приказами Минздрава России в отношении разных видов заболеваний.

Срок проведения экспертизы медицинских услуг не должен превышать одного месяца с момента предоставления в соответствующий государственный орган счетов по их оплате. В исключительных случаях период может быть увеличен до 6 месяцев. По итогам работ по анализу соответствия оказанной услуги уполномоченным государственным органом, их проводившим, составляется акт по форме приложения 5 Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи…» от 01.12.2010 г. № 230 (далее — Приказ № 230).

Обратите внимание! В соответствии с п. 27 Приказа № 230 срок подачи жалобы пострадавшим от действий (бездействия) врачей лицом не имеет давности. Документ рассматривается в порядке, обозначенном в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ.

Жалоба на некачественное оказание медицинских услуг

Она составляется в письменном виде и должна содержать:

  • наименование, место нахождения учреждения или государственного органа, куда подается документ;
  • имя, отчество, фамилию и место проживания обратившегося лица;
  • суть обращения, описание сложившейся ситуации, последствия ее возникновения;
  • требования оказания качественной медицинской помощи, возмещения вреда здоровью, возврата денежных средств, если услуга была платной, наказания виновных лиц.

Жалоба подписывается пострадавшим гражданином или его законным представителем. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность претензий:

  • копия договора на оказание медицинских услуг;
  • копия справки о предоставлении конкретной врачебной помощи;
  • выписка из амбулаторной карты больного;
  • копия платежного документа, если услуга была платной.

Обратите внимание! Содержание и форма жалобы законодательством не оговаривается. Ее оформление осуществляется по общепринятым принципам заполнения деловой документации.

Куда обращаться при ненадлежащем оказании медицинских услуг

Пострадавший от некачественной врачебной помощи может пожаловаться на ее исполнителей в следующие организации и государственные органы:

  • больницу или поликлинику, где работает недобросовестный медик;
  • страховую компанию, в которой оформлен полис;
  • Министерство здравоохранения РФ;
  • в суд, находящийся по месту, где врач осуществляет свою деятельность.

Обращение в орган государственной власти обязателен, если необходима компенсация нанесенного вреда или возврат средств, уплаченных за лечение.

Самое сложное в делах о некачественном оказании медицинских или ветеринарных услуг — собрать доказательную базу для обоснования своих требований. Без консультации юриста, имеющего опыт в этой сфере,  не обойтись. Он поможет сформулировать претензии, составить жалобу или иск в суд. Специалист подскажет, как действовать в том или ином случае, когда работники медицинского учреждения препятствуют восстановлению пострадавшим своих прав.