Регистрация ИП самостоятельно, пошаговая инструкция

Регистрация ИП самостоятельно

Для легального осуществления предпринимательской деятельности нужно получить статус ИП или создать новое юридическое лицо. Если принимается такое решение, гражданину предстоит подготовить документы и пройти регистрационную процедуру в налоговой инспекции.

Несмотря на относительную простоту регистрации, при оформлении документов нужно учесть множество нюансов. В нашей статье мы расскажем, как самостоятельно получить статус индивидуального предпринимателя, и что нужно учесть на каждом этапе регистрации.

Самостоятельная регистрация ИП

Предпринимательство направлено на получение дохода в любых сферах деятельности, не запрещенных на законодательном уровне. В качестве ИП может зарегистрироваться только гражданин РФ — присвоение этого статуса юридическому лицу не допускается, а иностранцу потребуется разрешение на работу (рабочая виза).

Еще до регистрации в ИФНС необходимо тщательно оценить все преимущества и недостатки статуса индивидуального предпринимателя.

В ряде случаев открытие новой фирмы окажется эффективнее и удобнее для предстоящей работы. Ключевыми плюсами можно назвать:

  • упрощенный порядок оформления документации и открытия – не нужно формировать уставный капитал, декларировать юридический адрес, проводить собрания участников и разрабатывать учредительные документы;
  • широкий выбор режимов налогообложения и упрощенный порядок ведения отчетности;
  • ниже размер административной ответственности за возможные нарушения при ведении бизнеса;
  • льготный порядок расчета и уплаты страховых взносов, в том числе в отношении наемного персонала.

Обратите внимание! Только для ИП законодатель предусмотрел такую схему налогообложения, как патент. Кроме того, выбор налоговых режимов шире, чем для любых форм предприятий и организаций.

Необходимо учесть и негативные последствия, которые может повлечь наличие статуса индивидуального предпринимателя. В отличие от юрлиц, он отвечает по долгам всем своим имуществом. Может сложиться ситуация, когда проблемы с бизнесом повлекут взыскание долга в судебном порядке или банкротство — в этом случае даже личное имущество гражданина может быть продано для расчетов с кредиторами.

Отметим другие недостатки и ограничения:

  • отдельные направления деятельности доступны только для юрлиц (например, предпринимателям запрещено продавать алкоголь);
  • даже при нулевых оборотах бизнеса сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы (предприятие должно подавать отчетность, однако не будет уплачивать взносы в такой ситуации);
  • сложности с кредитованием — большинство банков не рискуют выделять заемные средства;
  • данный статус связан персонально с гражданином, его невозможно продать или уступить третьим лицам (продажа юридического лица возможна по различным вариантам).

Также на стадии принятия решения об открытии ИП нужно заблаговременно уточнить особенности налогообложения по предполагаемой деятельности. Например, режим ЕНВД, отличающийся простотой отчетности и пониженными ставками, доступен не для каждого направления торговли или оказания услуг.

Для регистрации ИП нужно обратиться с заявкой в территориальное учреждение ФНС по месту жительства.

Закон также допускает заполнение и подачу документов его представителем по доверенности, которая должна оформляться в нотариальной конторе.

Необходимые документы

На стадии подготовки для регистрационной процедуры гражданину понадобятся следующие документы:

  • заявление на регистрацию ИП — оно содержит личные данные гражданина, его паспортные и контактные сведения, а также перечень основных и дополнительных видов деятельности;
  • общегражданский паспорт (необходимо убедиться, что паспорт является действующим, т.к. несвоевременная замена этого документа повлечет отказ в регистрации и штраф);
  • уведомление о выбранном режиме налогообложения (впоследствии ИП может неоднократно менять схему уплаты налогов, для этого будет оформляться новое уведомление);
  • платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.

Если в ИФНС обращается гражданин иностранного государства, он должен приложить разрешение на работу.

Оно позволяет заниматься предпринимательством только на территории одного региона — при смене места ведения бизнеса потребуется его переоформление.

При выборе системы налогообложения, нужно учитывать следующие нюансы:

  • для ИП доступны налоговые схемы ОСНО, ЕНВД, ПСН, УСНО (УСН-Доходы и УСН-Расходы);
  • выбор возможной схемы является самостоятельным решением гражданина, а если не будет указан ни один из них, «по умолчанию» применяется ОСНО;
  • если предприниматель осуществляет различные виды деятельности, Налоговый кодекс РФ допускает использовать разные схемы налогообложения (например, ЕНВД разрешается применять только для ограниченного перечня услуг, а остальные виды деятельности могут учитываться по ОСНО).

Обратите внимание! Целесообразность выбора одного из режима зависит от условий предстоящей деятельности. Чтобы заблаговременно просчитать все плюсы и минусы отчетности и налогообложения, нужно проконсультироваться у профессионального юриста или бухгалтера.

Заявление на регистрацию ИП

Ключевое значение для регистрации и последующей деятельности имеет правильность заполнения заявления. Для регистрации предпринимателей используется бланк по форме Р21001, оформить который можно следующими способами:

  • самостоятельно от руки или с помощью компьютера;
  • в электронной форме на сайте ИФНС;
  • при наличии электронной цифровой подписи и доступа к онлайн-сервисам ФНС, можно скачать программное обеспечение для заполнения любых регистрационных бланков (эту услугу будущему предпринимателю могут оказать специализированные организации);
  • на официальном портале госуслуг — для этого нужен верифицированный аккаунт и цифровая подпись (при отсутствии ЭЦП можно записаться на прием к инспектору ФНС).

Обратите внимание! При личном обращении с документами в налоговый орган, заполненный бланк заявления не нужно удостоверять у нотариуса — достаточно поставить свою подпись. Если документы подаются по почте или через представителя, нотариальное удостоверение необходимо.

Базовая форма Р21001 состоит из четырех листов, каждый должен быть скреплен подписью заявителя:

  • Лист 001 включает личные данные о заявителе;
  • Лист 002 содержит паспортные реквизиты и данные о месте проживания;
  • Лист А заполняется путем проставления кодов экономической деятельности;
  • Лист Б содержит данные о заявителе (претенденте на статус ИП или его представителе).

Если заполнение личных данных в форме Р21001 не вызывает особых сложностей, то при выборе запланированных видов деятельности могут возникнуть сложности. Отдельные виды доступны только для зарегистрированного предприятия (частная охрана, продажа алкоголя, банковские услуги и т.д.).

Кроме того, из доступных направлений деятельности необходимо выбрать основной и дополнительные. Для этого учитывайте следующие правила:

  • в форме Р21001 допускает указать один основной вид деятельности, для дополнительных таких ограничений не установлено;
  • в процессе работы ИП может неограниченное количество раз вносить изменения в их перечень — менять основной вид, дополнять или исключать дополнительные;
  • заниматься видом деятельности, не указанным в реестре ЕГРИП, запрещено. Несвоевременное обращение в налоговую инспекцию для смены этого показателя повлечет штраф (на практике такая санкция применяется крайне редко).

Рекомендуем указать в форме Р21001 максимальный перечень видов деятельности, поскольку на продолжительность регистрации и размер госпошлины это обстоятельство не повлияет.

Каждому виду присвоен код ОКВЭД, этим справочником нужно руководствоваться при заполнении данного бланка.

Для отдельных видов деятельности необходимо представить дополнительные документы. Например, для оказания педагогических или образовательных услуг следует предоставить в налоговый орган справку об отсутствии судимости.

Сколько стоит

Размер пошлины за регистрацию ИП составляет 800 руб. Эта сумма должна быть уплачена до обращения в налоговую инспекцию, а оригинал платежного документа прикладывается к заявлению. Также стоимость регистрации может включать в себя следующие затраты:

  • расходы на оформление нотариальной доверенности — ориентировочно 1-2 тыс. рублей;
  • удостоверение в нотариальной конторе формы Р21001 — сумма расходов будет зависеть от нотариального тарифа, который отличается по регионам;
  • оплата услуг представителя, если гражданин выбрал такой вариант регистрации.

Максимальные затраты могут составить 5-6 тыс. рублей.

Подача документов на регистрацию ИП

Документы могут подаваться одним из следующих способов:

  • личное обращение заявителя или его представителя в территориальное учреждение ИФНС;
  • официальный портал госуслуг, если у гражданина имеется цифровая подпись;
  • электронный сервис сайта ФНС;
  • система Многофункциональных центров;
  • через нотариуса (это вариант позволяет избежать визита в налоговый орган, документы отправляются по каналам электронной связи).

Обратите внимание! При сдаче документов в налоговый орган заявителю выдается расписка с указанием перечня представленных бланков, а также датой выдачи свидетельства. Расписка понадобится для получения выписки ЕГРИП и свидетельства после завершения регистрационных действий.

Если в представленных сведениях будет выявлена ошибка, ее можно исправить в присутствии налогового инспектора. Если она будет перенесена после регистрации в реестр ЕГРИП, потребуется заполнить форму Р24001 и повторно обратиться в налоговую.

Последствия предпринимательства без регистрации

Получение статуса ИП связано с материальными затратами, а ведение деятельности невозможно без уплаты налогов и сборов. Желание сэкономить на указанных расходах чревато следующими последствиями:

  • привлечение к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за предпринимательство без регистрации — нарушителю грозит штраф от 500 до 2000 рублей (санкция будет наложена после каждого факта нарушения);
  • уголовное наказание по ст. 171 УК РФ последует при наступлении крупного ущерба третьим лицам или государству, а также при извлечении незаконного дохода в крупном размере (не менее 1,5 млн. рублей);
  • гражданская ответственность — договоры по сделкам будут приравнены к ведению предпринимательской деятельности.

Не стоит забывать и о пенсионных отчислениях — за счет уплаченных взносов подтверждается страховой стаж предпринимателя. ИП без регистрации не сможет включить такие периоды деятельности в стаж для назначения пенсии.

Учитывая простоту и относительно низкий уровень затрат для официального открытия ИП, целесообразно зарегистрироваться и осуществлять деятельность на законных основаниях.

Получаем свидетельство о регистрации

Налоговая регистрация ИП продолжается не более трех рабочих дней (в 2016 году срок проверки документов был сокращен на два дня). Присвоение гражданину данного статуса фиксируется в госреестре ЕГРИП, эта запись будет аннулирована только после подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

В срок, указанный в расписке, необходимо обратиться в учреждение ИФНС, проводившее регистрационные действия. Новому предпринимателю будут выданы следующие документы:

  • выписка из ЕГРИП;
  • свидетельство о регистрации;
  • свидетельство ИНН (если гражданин ранее не был поставлен на налоговый учет).

Обратите внимание! Не требуется дополнительно обращаться во внебюджетные фонды. Эту функцию выполняет налоговый орган, который самостоятельно направит всю информацию в адрес государственных служб и ведомств.

Выдача свидетельства и выписки ЕГРИП дают возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью. В зависимости от условия такой деятельности и желания гражданина, могут потребоваться следующие дополнительные действия:

  • открытие счетов в банковских учреждениях — уведомлять налоговую инспекцию об открытии счетов не нужно, эту информацию банк обязан направить сам;
  • получение печати — ИП может законно работать и без ее получения;
  • трудоустройство персонала —  потребуется дополнительно представлять отчетность по страховым и социальным взносам;
  • аренда офиса или производственных помещений — ИП вправе работать без офиса, а его юридическим адресом может выступать постоянное или временное место жительства;
  • получение лицензий, допусков СРО и иной разрешительной документации, если это требуется для определенных видов деятельности (например, выполнение строительных работ может осуществляться только при наличии допуска СРО).

На этом регистрационная процедура считается завершенной, а индивидуальный предприниматель может осуществлять деятельность на легальных основаниях.