Отказ в регистрации ИП, причины и что делать?

Отказ в регистрации ИП

Порядок регистрации предпринимателя закреплен в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В законе прописана не только процедура регистрации, но и указываются обстоятельства, при которых заявитель получает отказ.
Для открытия ИП необходимо:

  • заполненное заявление установленной формы;
  • ксерокопия паспорта;
  • оплата госпошлины.

Обратите внимание! Заявление можно найти на сайте налоговой или в интернете.

Пакет документов направляется в регистрирующий орган, и вскоре физлицо получает свидетельство о регистрации его в качестве ИП.

Причины отказа в регистрации ИП

Отказ возможен в следующих случаях:

  • неправильно заполнена форма заявления;
  • неверно распечатано заявление;
  • исправления в заявлении;
  • неполный пакет необходимых документов;
  • документы поданы не в тот регистрирующий орган;
  • не соблюдена нотариальная форма удостоверения заявления (нотариальная форма нужна не всегда);
  • заявление подписано не тем лицом;
  • проблемы с документом, удостоверяющим личность заявителя;
  • регистрирующий орган после подачи заявления получил возражение о регистрации;
  • поступил судебный акт о запрете регистрационных действий;
  • есть приговор суда о лишении права физлица заниматься предпринимательской деятельностью;
  • есть иная подтвержденная информация о недостоверности предоставленных сведений.

Обратите внимание! Отказ должен содержать основания со ссылкой на норму закона.

В основном все отказы связаны с несоблюдением правил заполнения заявления.

Что делать, если отказали в регистрации ИП?

Если отказ стал следствием невнимательности заявителя и его безответственного подхода к процедуре, ему ничего не остается, кроме того как с учетом допущенных ошибок собрать пакет документов заново, еще раз уплатить государственную пошлину и обратиться в регистрирующий орган. Но стоит учитывать, что в регистрации снова могут отказать.

Если же заявитель считает отказ неправомерным, он может обратиться в вышестоящую инспекцию или суд, чтобы обжаловать решение органа, регистрирующего юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок оспаривания отказа в государственной регистрации ИП отражен в законе “О государственной регистрации”.

Жалобу оформляют в письменной форме. Подать ее можно не только лично: кто-то предпочитает прибегнуть к почтовому сервису или интернету (в последнем случае жалобу подписывают ЭЦП). Допустимо подавать жалобу через представителя, для этого нужно подготовить документы, которые подтвердят полномочия доверенного лица. Подписывает жалобу составитель или уполномоченный представитель.

В жалобе по поводу неправомерного отказа в государственной регистрации ИП указывают:

  • Ф.И.О., адрес прописки;
  • информацию о решении регистрирующего органа, которое подлежит обжалованию;
  • наименование регистрирующего органа, отказавшего заявителю в регистрации;
  • основания, которые позволяют лицу усмотреть в отказе нарушение его прав;
  • требования лица, которое подает жалобу;
  • контактная информация: номер телефона, факс, электронная почта.

Если для подтверждения доводов необходима дополнительная информация, составитель жалобы прилагает к ней соответствующие документы.

Общее правило гласит, что направлять жалобу в суд, минуя налоговые органы, нельзя. Сначала нужно попытаться решить вопрос в вышестоящей налоговой инспекции, а в случае, если удовлетворение жалобы получено не будет, отправить ее в ФНС России или суд. Исключениями являются ситуации, когда вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, который отказал лицу в регистрации ИП, — центральный аппарат ФНС. Также допустимо обратиться в суд раньше, если инспекция затягивает с решением по жалобе и не уложилась в 15 рабочих дней, при этом подавшему жалобу лицу не направлялось уведомление о продлении срока решением руководителя вышестоящей налоговой. Продлевают срок рассмотрения на 10 дней максимум. В течение всего времени, пока по жалобе не вынесено решения, подавшее ее лицо имеет возможность дополнить информацию по своему вопросу какими-то документами.

Что касается сроков подачи жалобы, здесь все просто: действует правило трех месяцев. Обжаловать отказ можно в течение трех месяцев с того дня, когда налоговая отказала в регистрации ИП. Если вышестоящая инспекция вынесла неудовлетворительное для заявителя решение, он может подать жалобу в ФНС в течение трех месяцев с момента принятния решения по первой жалобе. Обращаться в суд можно в течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав.

Если с того дня, когда было принято решение об отказе в регистрации в качестве ИП, прошло более трех месяцев, жалобу не станут рассматривать вообще. Однако в случае, если у несостоявшегося ИП были уважительные причины, которые не позволили ему обратиться с жалобой в положенный срок, он может подать ходатайство — тогда есть вероятность, что пропущенный срок будет восстановлен.

Жалобы оставляют без рассмотрения и в следующих случаях:

  • Отсутствует подпись лица, которое подает жалобу, или его представителя. В такой ситуации лицо имеет право подать жалобу повторно, оформив ее надлежащим образом.
  • Жалоба подписана представителем, который не подтвердил прав на ее подписание.
  • Подавшее жалобу лицо уже отозвало ее.
  • Аналогичная жалоба — по тому же отказу в регистрации и по тем же основаниям оспаривания — была подана ранее.
  • Вступило в силу решение суда по данному вопросу.

Результатом рассмотрения жалобы может быть как положительное, так и отрицательное для заявителя решение. Если основания для отказа в регистрации ИП считаются достаточными, жалобу оставляют без удовлетворения.

Если в результате рассмотрения жалобы будет установлено, что отказали в регистрации ИП неправомерно, то его решение будет отменено, а документы, представленные на регистрацию, будут рассмотрены повторно в течение пяти рабочих дней.

Подводя итог, следует отметить необходимость внимательного заполнения формы заявления и соблюдения сдачи всех нужных документов. В случае если вы не уверены в себе в плане правильного заполнения заявления, лучше обратиться к юристам, которые специализируются в данной области. Также это сэкономит вам деньги, потому что в случае отказа государственная пошлина возврату не подлежит, если ошибка именно со стороны подающего заявление.